Часовни

Карты почитаемых объектов на территории Северо-Запада России.

Часовни — так называются малые церкви, без алтарей. Они ставились над входом в подземные кладбища, а также над подземными церквами, устроившимися на гробах мучеников. Таким образом, часовни служили надгробными памятниками и обозначали места нахождения престолов. Такое назначение они имеют и теперь. Кроме того, они устраиваются на местах, ознаменованных какою-нибудь милостию Божиею, или в воспоминание важных событий церковно-государственной жизни. Часовни назначаются главным образом для общественных молений христиан. Обычай устраивать часовни ведет свое начало из глубокой древности христианского мира; на них указывают деяния трулльского собора и капитулярии Карла Великого. В Греции часовни известны под именем εύκτήρια или οίκοι προσευχής — дома молитвы; в римско-католическом мире они называются сарае или capellae, на польском kaplicy, и устраиваются в домах и на открытых местах, дорогах и перекрестках; для служения в домовых молельнях в замках рыцарских и дворцах бывали capellani. В Россия часовни появились с водворением христианской веры. Ревностные ее проповедники нередко на местах языческих требищ и мольбищ водружали крест и сооружали часовни. Так, где в Новгороде стоял истукан Перуна, а в Ростове чествуем был Велес, или Волос, там были устроены часовни. Св. Стефан, просветитель Перми, поставил несколько часовен, существующих доселе. Отшельники строили в дебрях часовенки, которые иногда бывали рассадниками монастырей и церквей. Убогая часовенка, срубленная преподобным Сергием в чаще радонежских лесов, положила начало знаменитой в отечественной истории лавре. Между тем во многих местах часовни были совершенно необходимы, по отдаленности селений от церквей. При усиленной просьбе оставить часовню для моления мимо ходящих и едущих людей, святейший синод дозволял ставить столб с иконою на месте часовни, а просителям, желавшим выстроить часовню для собирания подаяний на церковь, святейший синод разрешал ставить на столе икону. В 1853 г. поля 28-го последовал синодский указ о том, чтобы располагать прихожан к постройке церквей, где они нужны, допуская строение их в простейшем виде и не препятствуя постройке часовен, с тем, чтобы в последних православные причты по временам отправляли славословия. В 1865 г. последовал именной указ, объявленный сенату святейшим синодом, о предоставлении епархиальным архиереям права самим разрешать постройку часовен как в селениях, так и в городах, кроме столиц, а также окончательно разрешать дела о самовольном построении или перестройке часовен. См. И. Снегирев, «Часовни в русском мире» («Душеполезн. Чтение», 1862, XI); прот. К. Никольский, «О часовнях» (СПб., 1889).

OLYMPUS DIGITAL CAMERA Часовня в деревне Гарь

izobrazhenie_516-2

Часовня из деревни Кашира

Пехово

Маловишерские часовни

Церковь (1054)