Часовня в деревне Гарь

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

До 50-х гг. XX в. в деревне Гарь (Маловишерский р-н) было две часовни — одна посреди деревни, а другая на жальнике с южной стороны. Напротив часовни на жальнике стоял деревянный столобочек с иконами Петра и Павла (иконы местного праздника — Петрова дня, 12 июля н.ст.). Но потом разрушилась деревенская часовня, а жальничную, относящуюся к XVII в., увезли в музей деревянного зодчества Витославлицы. В часовне на жальнике отмечался главный деревенский праздник (Петров день) и Пасха. В неё ходили по завету и молились о дожде в засуху, приносили из дома старые иконы.Часовня, располагавшаяся посреди деревни, почти не фиксируется в обрядовой практике. Создается впечатление, что она играла «вспомогательную» роль — в ней продолжались богослужения, начинавшиеся на жальнике. Там же служил священник во второй деревенский праздник — Иоанна Крестителя.
Часовня на самом деле стояла не в деревне, а в полукилометре от нее за юго-западной околицей, у самой дороги. При первом взгляде трудно было опознавать в постройке часовню. Небольшой срубец под двухскатной крышей с щеповым покрытием и, особенно стены, спрятанные под дощатой обшивкой, к тому же раскрашенной широкими горизонтальными полосами в синий и красный цвета, говорили о чем угодно, но никак не о культовой постройке. Можно было даже принять ее за сторожевую будку прошлого столетия. Только крест на коньке крыши робко повествовал о назначении миниатюрного деревянного сооружения.
Уже первые наблюдения и оценки подлинных первоначальных форм часовни, ее конструкций и деталей позволили предварительно отнести время ее сооружения ко второй половине XVII века. Позднее дендрохронологический анализ древесины дал точную дату — 1698г.
Первая перестройка часовни проводилась, вероятно, во второй половине или конце XVIII столетия и была связана с заменой нижнего погнившего венца, лежащего непосредственно на земле. Можно предположить, что сруб ее покосился. Следовало сменить и тесовую кровлю, хотя для этого не было нужды перебирать постройку. Переборка делалась. На стенах сохранилась разметка бревен, нанесенная по уже высохшей древесине. На боковых она выполнена засечками топором, на поперечных — какой-то заточенной трубкой малого диаметра. Разметка начата не с первого венца, а со второго. Это также подтверждает факт замены нижнего.
Строительные работы этого времени не внесли каких-либо серьезных изменений в архитектурно-художественный облик часовни. Они носили чисто ремонтный характер.
Вторая перестройка, датируемая концам XIX, а может быть даже началом XX века, отражена в описании часовни, какой ее пришлось увидеть в первый раз. Она повлекла за собой ликвидацию боковых галереек, полную перестройку западной, после чего галерея стала глухой, с дощатыми стенками, превратившись в тамбур или сени. Тесовую кровлю сменила щеповая. Появилась раскрашенная дощатая обшивка. Оказались утраченными все резные столбы.
Часовню решено было перевозить в Витославлицы по нескольким причинам. Во-первых, она находилась далеко за деревней, ни кем не охранялась и на нее было несколько покушений, поощряемых отдельными местными партийными и советскими руководителями, участковым милиционером. Из часовни вынесли и сожгли иконы. Часовню пытались сжечь, но местные жители предотвратили пожар. Часовню пытались разобрать и уже начали это дело, сняв крышу. Опять же эти действия остановлены жителями деревни Гарь и по их просьбе местные мужики восстановили часовню. Но риск потери памятника оставался. Во-вторых, из всех известных и обследованных часовен она являлась наиболее старой и полнее сохранившейся. В-третьих, часовня оказалась типичным и широко распространенным вариантом культовых построек такого рода.
Место для часовни в Витославлицах выбрано на западной окраине территории, отведенной для формирования музея под открытым небом. В перспективе в этом месте должен находиться главный вход в музей, предусмотренный проектом генплана. К тому же часовня должна находиться на некотором отдалении от жилой застройки северо-восточного сектора, то есть в какой-то степени отражать первоначальное положение.
Вся реставрация велась в соответствии с проектом и сопровождалась авторским научно-техническим руководством. Работы закончены к 23 июня 1972г., когда памятник был принят Государственной комиссией с отличной оценкой.

Церковь (1265)