Великий пост

 

EJrwAXq5ySA

Прощёное воскресенье – это последний день перед началом Великого поста. В этот день просят прощения и прощают всем накопившиеся обиды.
Просить прощение у близких. Проснувшись утром, не откладывая, попросить прощения за все причинённые обиды у своих домочадцев. Просить прощение нужно искренне, сожалея о причинённой родному человеку боли. Если трудно попросить прощения, можно перед этим представить себя на месте обиженного и ощутить самому, как ему было плохо. Тогда вы обязательно пожалеете и раскаетесь в злом поступке. Просьба о прощении получиться как-бы сама собой.
Просить прощение у умерших. В этот день принято приходить на могилы к успошим, чтобы попросить прощения у тех, с кем уже нельзя повидаться. Мы часто сожалеем, что обижали человека при его жизни. В этот день есть возможность попросить прощения и снять тяжесть со своей души.
Простить просящих.В Прощёное воскресенье нужно от души прощать тех, кто просит нас об этом. И даже тех, кто не может или не хочет просить у нас прощения. Просто, простить все накопившиеся обиды, задумавшись о том, что обидчики наши бывают так же неправы, как и мы сами и душа их страдает от этого.
Главное для человека в Прощёное воскресенье – искреннее раскаяние в совершённом злом поступке по отношению к другому человеку и прощение своих обидчиков. Ведь все мы просим прощения своих грехов у Господа. Как мы прощаем других, так и Господь простит нам. Прощать других – значит с чистою душой подойти к Великому посту, подготовиться духовно.
Посетить храм. В храмах на Литургии читают библейское повествование об Адаме и Еве, вспоминают грехопадение наших прародителей и изгнание их из Рая. Читают в храмах и Евангельское повествование, где Иисус Христос поясняет слова молитвы Отче Наш «и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим». Господь сам показывает нам путь в Царство Божие – отказаться от злых обид, любить и прощать друг друга. В Прощеное воскресенье (в 2012 году оно будет 26 февраля), накануне Великого поста в храмах служится вечерня с чином прощения. В этот день принято у всех знакомых просить прощения и всех прощать. А если не получается от души — надо через силу? Не ведет ли это к лицемерию, формализму? О месте и смысле чина прощения в церковной традиции, о том, как подготовиться к Прощеному воскресенью, рассказывает иерей Николай ПЕТРОВ, клирик храма Святого благоверного царевича Димитрия (Москва).
— Прощеным это воскресенье называется не только потому, что после вечерни происходит чин прощения. Уже на литургии утром в евангельском чтении говорится о прощении: «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14-15). Сам чин прощения появляется впервые в русских обиходниках и соборных чиновниках только в XVI веке. Возможно, его основой послужила практика Иорданского монастыря, описанная в житии преподобной Марии Египетской, которое читается Великим постом. Но эта практика была исключительной, потому что ни в древних типиконах (уставах), ни в современном типиконе, ни в Триоди постной (богослужебной книге поста) мы этого чина не находим.
Вечерня Прощеного воскресенья — это первая служба Великого поста, ведь в Церкви день начинается с вечера. Ее последование немногим отличается от вечерни среды или пятницы Сырной седмицы, на которых уже делаются земные поклоны и читается молитва Ефрема Сирина, — просто на них мало кому удается прийти. Различий несколько: открываются царские врата, меняются облачения священников и убранство храма на черный и звучит великопостный «великий прокимен»: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю…», выражающий, по слову протоиерея Александра Шмемана, главное настроение первых дней Поста — светлую печаль: «таинственную смесь отчаянья и надежды, тьмы и света» для человека, слабого отрока, безвольного раба, стремящегося в Царство Божие, но ощущающего себя изгнанным из него. Светлая печаль — потому, что одновременно с осознанием греховности возникает и покаяние как путь к возрождению, обновлению души. Не случайно в одном из песнопений Триоди постной пост сравнивается с весной — «возсия весна постная». Только в начале весны бывает такой холодный свет, такой прозрачный воздух, и мне кажется, он очень соответствует духовному переживанию начала Поста — чистоте, трезвенности, что передается всем богослужебным строем Поста — тихие строгие распевы, темные облачения, мерные поклоны. Весна — это обновление жизни, обновление духа, но «весна душам» начинается прикровенно в самой глубине, как и в природе ранняя весна, которая наступает в это время: зримых изменений вроде нет, но уже день стал длиннее, и тьма отступает.
Вечерня Прощеного воскресенья открывает время, когда каждый может почувствовать себя немного монахом: начинаются длинные службы, земные поклоны, постная пища, чтение святоотеческих поучений. И сам чин прощения, который миряне совершают на богослужении раз в год, в монастырях принято совершать ежедневно на повечерии. Начать новый день нужно с чистой совестью. Так же и начать Великий пост — очистив свою душу от груза обид, непонимания, размолвок с другими, чтобы можно было спокойно сосредоточиться на себе, своих отношениях с Богом, по слову Христа: «Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу» (Лк. 12: 58).
После вечерни настоятель храма обращается к народу со словом, в конце которого первый просит прощения. Здесь в каждом храме могут быть свои традиции, но, как правило, священство храма выходит с крестами, и прихожане поочередно подходят сначала к ним, а потом друг ко другу со словами «Простите меня» и ответом «Бог простит, и я прощаю». Хор в это время поет обычно песнопения подготовительных дней к Великому посту, такие, как «Покаяния отверзи ми двери», а в некоторых храмах и Пасхальные стихиры, как бы указывая ту цель, к которой мы начинаем путь.
И даже если вы никого на приходе не знаете, все равно очень важно сходить на эту службу, чтобы почувствовать атмосферу наступающего Великого поста и начать свое покаяние просьбой прощения у священника.
Чин прощения повторяется Великим постом еще несколько раз: первые четыре дня первой седмицы, когда читается канон Андрея Критского, но не целиком, когда все просят прощения друг у друга, а кратко — настоятель храма в конце службы говорит: простите меня, отцы и братья, и делает земной поклон, на который верующие также отвечают земным поклоном. И еще раз в более полном варианте чин прощения повторяется в Великую среду перед последней этим Постом Литургией Преждеосвященных Даров — перед наступающим Великим четвергом, Тайной вечерей и страстными событиями Великой пятницы. Об этом говорится в Постной триоди. Его смысл — также отложить все свои «земные попечения» и достойно подготовиться к службам, на которых мы будем проживать самые страшные и важные события истории мира.
Не раз мне приходилось слышать: разве в один день можно все всем простить или за все у всех попросить прощения? Не думаю, что здесь идет речь о прощении как о каком-то однократном вдруг принятом решении. Но главным в этот день должен стать вопрос: неужели я желаю кому-то погибели и наказания Божия — или, несмотря ни на что, желаю ему спасения и вечной жизни, хочу, чтобы Бог его простил, помиловал, несмотря на мои с ним, может быть, разногласия, может быть, зло, которое он мне сделал? И если я ему спасения не желаю, могу ли идти к Пасхе, когда, как говорит святитель Иоанн Златоуст в своем слове: «…все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!» А на выяснение отношений, попытки понять другого, его поступка иногда уходит вся жизнь.
Конечно, в этот день мы должны в первую очередь спросить себя: кому я сам причинил боль, вольно и невольно? С кем у меня немирные отношения и что я могу сделать для изменения этого? И в первую очередь просить от сердца прощения у наших близких. В храме, всем вместе, это сделать проще. Проще просить прощения и простить. Эту возможность, которой нельзя пренебречь, и дает нам Церковь в Прощеное воскресение.

x_b1848550

0_90b29_390e0e27_XL

Великий пост не случайно называют «весной духовной», это самое удобное время для покаяния и изменения своей души. В эти дни все способствует тому, чтобы человек мог осмыслить свои поступки, совершенные в течение года, что-то исправить, с чем-то начать бороться и, в конечном итоге, изменить свою жизнь и прийти к празднику Светлого Христова Воскресения обновленным, бодрым и духовно радостным.
Великий пост отличается особой строгостью в телесном воздержании. Но еще важнее поста телесного соблюдать воздержанность духовную: отказаться от развлечений, не осуждать, не злословить, стараться быть внимательными и снисходительными друг к другу. Именно это святые отцы называют «постом приятным, благоугодным Богу».
Самое же главное в эти дни – больше быть в храме, приобретать духовные силы от молитвы. Церковные службы Великого поста пронизаны духом покаяния. Печально-протяженные, они призваны извлекать из глубины сердец одновременно и сокрушение, и надежду. И со всей искренностью мы произносим слова великопостных молитв: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!», «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему!».
В этом году Великий пост, или Святая Четыредесятница, начинается 18 матра.

0_a5d18_d9ba8740_XL.jpeg ПЕРВАЯ СЕДМИЦА 18– 21 МАРТА «Постное время светло начнем!» – поется в первом великопостном богослужении. И действительно, начальные дни Великого поста – дни особенные, неповторимые. Утренние богослужения, длящиеся по 5–7 часов, сразу вводят нас в особое духовное состояние – молитвенное, отрешенное от всего земного. Вечером в храмах (обычно около 17.00) в первые четыре дня поста читается Канон святого Андрея Критского. Он назван святыми отцами Великим, и не столько из-за продолжительности, сколько по внутреннему достоинству и красоте. 22 МАРТА В конце утреннего богослужения совершается молебный канон великомученику Феодору Тирону. Угодники Божии, великие постники, поддерживают и укрепляют нас в дни Святой Четыредесятницы. Великомученик Феодор некогда сотворил чудо, не допустив христианам оскверниться нечистой пищей в первую седмицу Великого поста, – и сегодня его молитвы помогают нам достойно проходить подвиг воздержания. В память чуда Феодора Тирона в этот день освящается коливо – особенное кушанье из пшеничных зерен, орехов и сушеных фруктов, которым насытил когда-то святой Феодор всех христиан Константинополя. 23 МАРТА На этот день переносится празднование памяти сорока Севастийских мучеников. Эти святые особенно почитаются в Церкви за их долготерпение и необыкновенную твердость. «Люта зима, но сладок рай!» – воспевает Церковь словами мучеников, которых бросили на мучение в холодное озеро, и желает укрепить всех нас в терпении трудностей поста. 24 МАРТА Первая Неделя (воскресенье) Великого поста – Торжество Православия. Святая Церковь празднует сегодня победу Православия над иконоборцами и над всеми ересями, победу Апостольской веры, которая сохранится в Церкви на все века. ВТОРАЯ СЕДМИЦА 30 марта Во вторую, третью и четвертую субботу Великого поста совершается поминовение усопших. В эти дни на заупокойных богослужениях Церковь молится о всех христианах, отошедших в вечность, и православные люди стараются особо помянуть своих усопших родных и близких: заказать за них требы в храме, подать милостыню в их воспоминание, совершить и другие дела милосердия. 31 МАРТА Вторая Неделя Великого поста – память святителя Григория Паламы, защитника православного учения о благодатном Божественном свете, озаряющем сердце каждого истинно кающегося христианина. ТРЕТЬЯ СЕДМИЦА 7 АПРЕЛЯ Благовещение Пресвятой Богородицы. Накануне, на Всенощном бдении читается необычный канон, который написан в форме разговора Архангела Гавриила с Пресвятой Богородицей. Возвышенный и эмоциональный, он помогает нам проникнуть в глубокий смысл праздника. В этот же день – Третья Неделя Великого поста – Крестопоклонная. Названа она так потому, что в этот день мы совершаем торжественное поклонение Кресту Господню. «Радуйся, Живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение!» – восклицает Церковь в песнопениях. В храмах в конце Всенощного бдения торжественно совершается вынос Креста из алтаря и всеобщее поклонение ему. При этом воспевается: «Кресту Твоему покланяемся Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» Это напоминание о милосердии и бесконечной Божией любви ободряет нас на дальнейшее шествие по пути Великого поста, навстречу Воскресению Христову. ЧЕТВЕРТАЯ СЕДМИЦА Четвертая седмица Великого поста называется, как и предыдущая Неделя, Крестопоклонной. 8,10 И 12 АПРЕЛЯ. В понедельник, среду и пятницу этой седмицы на утренних богослужениях совершается поклонение Кресту, который все это время пребывает на середине храма. В пятницу после утренней службы его торжественно заносят обратно в алтарь. 13 АПРЕЛЯ Поминовение усопших. 14 АПРЕЛЯ Четвертая Неделя Великого поста – память преподобного Иоанна Лествичника. Его богомудрыми писаниями многие и многие поколения христиан научаются покаянию, которое, по слову преподобного, есть «возобновление Крещения, дщерь надежды и отвержение отчаяния, очищение совести, примирение с Господом». 18 АПРЕЛЯ «Стояние Марии Египетской». В этот день на утрене (в некоторых храмах ее служат накануне вечером) прочитывают весь канон святого Андрея Критского, перемежая его с чтением жития преподобной Марии Египетской, которая своим примером показала нам, как человек из самой глубины порока может взойти на равноангельную высоту добродетелей. 20 АПРЕЛЯ Суббота Акафиста, или Похвала Пресвятой Богородицы. На утрене (утром в этот день или вечером накануне) поют торжественный и в то же время трогательный Акафист Пресвятой Богородице. Это первый из всех известных акафистов Божией Матери. 21 АПРЕЛЯ Пятая Неделя Великого поста – память преподобной Марии Египетской. Мы снова вспоминаем ее беспримерное покаяние и вновь удивляемся неисчерпаемому милосердию и человеколюбию Божию – спастись может каждый, если только сам этого пожелает. ШЕСТАЯ СЕДМИЦА 27 АПРЕЛЯ Лазарева суббота, день, в который Господь воскресил праведного Лазаря четверодневного. Лазаревой субботой заканчивается Святая Четыредесятница и начинается воспоминание великих и страшных Евангельских событий – спасительных страданий и Распятия Господа нашегоИисуса Христа. 28 АПРЕЛЯ Шестая Неделя Великого поста, двунадесятый праздник – Вход Господень во Иерусалим. Много названий у этого дня – Неделя ваий (то есть ветвей), цветоносная или Вербное воскресенье. В этот день вспоминается торжественный Вход Спасителя в Иерусалим. С глубокой древности христиане приносят в этот день в храмы цветущие ветви деревьев – подражая ликующим иерусалимлянам, встречавшим Христа. Спасителя приветствовали пальмовыми ветвями, символизирующими победу, и масличными, с которыми в древности приходили к судьям просить милости и помощи. В России сложился обычай в день Входа Господня в Иерусалим приносить в храм распустившуюся вербу, которую затем весь год хранят в домах как святыню. СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА Последняя и самая строгая седмица поста посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его Крестных страданий, смерти и погребения. По величию событий, воспоминаемых в Страстную седмицу, каждый день ее именуется Великим. И день за днем мы следуем умом и сердцем за Господом, грядущим на вольную смерть, и становимся очевидцами все новых подвигов Его и страданий. В первые дни Страстной седмицы все христиане стараются очистить свою душу в таинстве Исповеди и подготовиться ко Святому Причастию в Великий Четверток. 29 АПРЕЛЯ Великий Понедельник. В этот день мы вспоминаем, как Господь иссушил бесплодную смоковницу. Это чудо – символ уничтожения греха, который совершили наши прародители Адам и Ева и страшные последствия которого унаследовали все мы. 30 АПРЕЛЯ Великий Вторник. На богослужении читаются главы из Евангелия, где Спаситель обличает книжников и фарисеев и произносит притчи о талантах, о десяти девах, о Страшном Суде – Господь призывает и нас задуматься о своей вечной участи, чтобы мы, проводя жизнь со вниманием к своим мыслям и поступкам, умножили данные нам от Господа таланты, сохранили в своем сердце елей добродетелей и, совершив добрые дела, услышали от Господа: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира!» 1 МАЯ Великая Среда. В этот день Иуда, «неблагодарный ученик», предавая Своего Господа, «благодать отлагает и смрадом одевается », как поется в церковных песнопениях. Блудница же, омывшая ноги Спасителя покаянными слезами, «целомудренна явися». Кому из них уподобимся мы? Возвышенные слова песнопений заставляют нас внимательно всмотреться в свое сердце. После Литургии прекращаются земные поклоны и любые коленопреклонения в храме (кроме поклонов у Святой Плащаницы). 2 МАЯ Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери. Сегодня Церковь вспоминает установление Господом таинства Святого Причащения, и все христиане стараются в этот день приступить ко Святым Таинам. «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…», – это песнопение мы слышим сегодня вместо привычной Херувимской песни и словно оказываемся рядом со Спасителем и апостолами в Иерусалимской горнице в последний вечер перед Его страданиями. В этот же день мы вспоминаем, как поздним вечером в Иерусалиме Христос был взят под стражу и начался Его путь на Голгофу. На вечернем богослужении читаются двенадцать Евангелий, повествующие об аресте Спасителя, суде над Ним и Его распятии. Единственный раз в году мы слышим все эти Евангелия вместе – и зрелище страстей Христовых потрясает каждую душу. Во время чтения Евангелий все держат возжженные свечи в знамение духовного бодрствования, а после окончания богослужения уносят горящие свечи в свои дома. 3 МАЯ Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа. Сегодня пред нашими духовными очами предстает страшное и величественное событие – Господь Иисус Христос распят за нас на Кресте. С этого дня прошло уже почти две тысячи лет, но сердцем и умом мы стоим при Кресте с учениками Господними и взираем на Его спасительное распятие. Утром совершается Последование часов Великого Пятка (Литургия в этот скорбный день не совершается), затем во второй половине дня – вынос Святой Плащаницы и пение «Плача Пресвятой Богородицы». Вместе с благообразным Иосифом и Никодимом мы созерцаем снятие со Креста нашего Бога и положение Его всесвятого Тела во гроб. 4 МАЯ Великая Суббота. В этот день вспоминается погребение Спасителя и пребывание Его во гробе Телом, во аде душою и на Небесах Божеством. Совершается утреня, в конце которой Святая Плащаница обносится вокруг храма Крестным ходом, с пением погребального «Святый Боже…» Это величественное шествие символизирует погребение Спасителя – Евангельские события так близки каждому, что кажется, мы идем вместе с женами-мироносицами, чтобы увидеть, «где полагают » нашего Господа. Все богослужение Великой Субботы представляет беспримерное сочетание самых противоположных чувств – скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования. На богослужении читаются древние пророчества о грядущем Воскресении. Перед чтением Евангелия священнослужители переоблачаются в светлые ризы. «Да молчит всякая плоть человеча… » – поют на Литургии вместо Херувимской песни. И действительно, все словно замирает в этот день в ожидании величайшего чуда. Пройдет всего несколько часов, и в ночной тишинепервый раз прозвучит ликующее: «Христос Воскресе!»

Митрополит Волоколамский Иларион: Великий пост — это время, когда человек может задуматься о смысле жизни

Церковь (891)